Торговая марка и её охрана на террирории Украины

Торговая марка (trade mark, товарный знак, логотип, эмблема, знак обслуживания, торговое наименование, бренд, фирменный знак, отличительный знак, фабричная марка, марка изготовителя) – это обозначение, которое используется для того, чтобы отличить товары и (или) услуги, предлагаемые одними лицами, от товаров и (или) услуг, предлагаемых другими лицами.

Поскольку обозначение, которое будет торговой маркой, используется для различения товаров и услуг разных производителей, то оно должно иметь, прежде всего, различительную способность. Для обеспечения различительной способности торговая марка должна быть уникальной, легко воспринимаемой и запоминаемой потребителем. Торговая марка является сильным визуальным средством, которое психологически влияет на потребителя и заставляет его выбрать именно этот товар или услугу. При этом информативность торговой марки не должна быть обманчивой или таковой, которая вводит в заблуждение потребителя относительно товара или услуги либо лица, которое этот товар или услугу предлагает.

Таким образом, различительная способность и невведение в заблуждение – это два основных требования, необходимые для того, чтобы можно было признать охраноспособность торговой марки.

Объем правовой охраны торговой марки

Объем правовой охраны определяется изображением торговой марки и перечнем товаров и?или услуг, внесенных в Государственный Реестр торговых марок, и подтверждается свидетельством о регистрации.

Обозначения, которые могут быть торговой маркой

Объектом торговой марки могут быть любые обозначения или комбинация обозначений. Например, такими обозначениями могут быть слова, в том числе имена собственные, литеры, цифры, слоганы (словесные обозначения), изобразительные элементы, цвета, комбинации цветов, а также любая комбинация указанных обозначений.

Объектом торговой марки могут быть особые обозначения: звуковые, световые, голографические, движущиеся обозначения.

Торговые марки могут быть плоскостными и трехмерными (объемными).

Остановимся на каждом виде объектов подробнее.

Итак, словесные торговые марки могут быть представлены как слова, придуманные (фантазийные) слова или сочетания слов, аббревиатуры, лозунги, слоганы и так далее. При этом они могут быть отображены как стандартным шрифтом, так и оригинальным шрифтом.
Изобразительные торговые марки могут быть в виде рисунков, символов, графических композиций, представленных на плоскости.
Комбинированные торговые марки сочетают в себе словесные и изобразительные элементы, представленные на плоскости.
Трехмерные (объемные) торговые марки представляют собой трехмерное изображение, например, особенная форма бутылки или флакона, упаковки для молока, йогурта.
Другими видами торговых марок могут быть торговые марки, изображенные в особом цвете, комбинации цветов, а также голографические торговые марки и мультимедийные (движущиеся) торговые марки.

Требования, которые предъявляют к торговым маркам для их регистрации

Согласно Закону Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» правовая охрана предоставляется торговой марке, которая не нарушает требований публичного порядка, принципов гуманности и морали. Не могут получить правовую охрану торговые марки, которые изображают государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие отличия.
Не допускается стилизация или имитация государственной символики в торговых марках.

Торговая марка, как уже было указано выше, должна обладать различительной способностью. Различительная способность характеризуется наличием в торговой марке индивидуальных признаков, благодаря которым потребитель имеет возможность отличать товары или услуги одних производителей от других и получать информацию относительно товара или услуги и лица, которое данный товар или услугу предлагает. Такие индивидуальные признаки могут быть связаны с формой или содержанием торговой марки, и придают торговой марке привлекательности, выразительный или своеобразный характер, благодаря чему привлекают внимание потребителя и выполняют различительную функцию знака.

Согласно Закону Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» не могут получить охрану такие торговые марки, которые являются общеупотребимыми для обозначения товаров и услуг определенного вида, не могут получить охрану такие торговые марки, которые состоят из обозначений, являющихся лишь описательными при использовании относительно определенных товаров и услуг, в частности указывают на вид, качество, состав, количество, свойства, назначение, ценность, место и время изготовления или сбыта товаров или оказания услуг. Не могут получить охрану торговые марки, которые являются обманчивыми или такими, которые могут ввести в заблуждение относительно товара или услуги, оказываемой Вами, не могут получить охрану те торговые марки, которые состоят из обозначений, которые являются лишь общеупотребительными символами и терминами, не могут получить охрану те торговые марки, которые отображают лишь форму, которая обусловлена природным состоянием товара или необходимостью получения технического результата, или которая придает товару существенной ценности.

Кроме указанного, не могут быть зарегисрированными те торговые марки, которые являются тождественными или схожими настолько, что их можно спутать сторговыми марками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Украине на имя другого лица для таких самых или родственных с ними товаров и услуг, а также общеизвестными торговыми марками.

Как видно, для того, чтобы торговая марка могла быть зарегистрирована, она должна соответствовать ряду важных критериев: соответствовать принципам гуманности, морали и публичному порядку, торговая марка должна обладать различительной способностью, не быть общеупотребимой, не быть описательной, не вводить в заблуждение, не быть схожей или тождественной с уже зарегистрированными в Украине торговыми марками или торговыми марками, поданными на регистрацию.
Специалисты нашей фирмы проведут предварительный анализ Вашей торговой марки относительно её охраноспособности, откорректируют в соответствии с требованиями Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» Вашу торговую марку, в случае необходимости, проведут предварительный поиск относительно уже зарегистрированных в Украине торговых марок и поданных на регистрацию торговых марок, составят пакет документов, необходимый для регистрации Вашей торговой марки., и обеспечат юридическое сопровождение Вашей торговой марки на протяжении всего процесса приобретения прав на торговую марку.

Итог регистрации - исключительные права владельца прав на торговую марку

Свидетельство о регистрации дает право его владельцу использовать торговую марку, дает исключительное право препятствовать неправомерному использованию торговой марки, в том числе запрещать другим лицам использовать без его согласия торговую марку, а также разрешать использовать другим лицам права на торговую марку.

Использованием торговой марки признается нанесение её на какой-либо товар, для которого зарегистрирована торговая марка, упаковку, в которой содержится такой товар, вывеску, связанную с ним, этикетку, нашивку, бирку или другой прикрепленный к товару предмет, хранение такого товара с указанным нанесением торговой марки с целью предложения к продаже, предложение товара к продаже, продажа, импорт и экспорт; применение такого товара во время предложения и оказания какой-либо услуги, относительно которой торговая марка зарегистрирована; применение торговой марки в деловой документации или в рекламе и в сети Интернет, в том числе в доменных именах.

  • An Image Slideshow
  • An Image Slideshow